Автор: Елена Серебрякова, культуролог, историк культуры.
Henry Borel. "Het Vaderland". 1931 г., 23 января:
«Ярчайшая звезда сошла со своей орбиты…. Лебедь умер, и никогда уже не поднимется в своей красоте вновь….. Хрупкий стебелёк цветка переломлен…С её уходом завершилась эпоха танца, эпоха балета..."
Никогда ранее в мире до этого не было такого, прямо сказать, преклонения, граничащего с помешательством. Её именем называли духи, шляпки, самолёты, корабли. В мире царила «павловомания», её стилю одежды подражали, её копировали, она при жизни стала легендой, имя этой русской балерины повторяли с придыханием и благоговением. Именем «а-ля Павлова» назывались блюда в ресторанах (даже лягушачьи лапки), один из самых известных десертов мира назван её именем. Павлова сама создавала легенду о себе, начиная с самого раннего детства, придумав историю своего появления на свет, а потом, когда она стала знаменитой, за неё эту работу стали выполнять её супруг и продюсер Виктор Дандре, ближайшее окружение и журналисты.
Непонятно, что в её биографии было придумано, а что было правдой. Была ли она дочерью рядового Семёновского полка Матвея Павловича Павлова или же незаконнорождённой дочерью банкира Лазаря Полякова, в доме которого Любовь Фёдоровна, мама будущей балерины, служила когда-то горничной. Где кончается вымысел и где начинает легенда о великой Анне Павловой?
География её спектаклей и по сей день поражает воображение: от США до Австралии и Новой Зеландии, от Японии до Перу. Павлова гастролировала так много, как ни одна другая балерина мира! За 22 года бесконечных турне она проделала 500 000 миль по суше и по морю, танцуя не только на сценах больших городов, но и в селениях, где ни разу до неё не ступала нога балерины на пуантах… В одном только 1925 году Павлова дала 238 представлений и износила 2000 пар балетных туфель. В 1927 году у Анны Павловой был тур по Европе, который не мог обойтись без Нидерландов.
Анна Павлова очень любила цветы, они всегда доставляли ей огромную радость. Как бы поздно ни заканчивался спектакль, Анна всегда расставляла все полученные букеты по вазам. Одну из самых красивых корзин цветов за свою карьеру Анна Павлова получила во время своего первого приезда в Амстердам. Это была громадная корзина, которую с трудом внесли на сцену; она вся состояла из гортензий, удивительно подобранных по своим тонам: нежно-розовые оттенки сверху переходили в более тёмно-розовый оттенок, затем лиловый цвет, и, наконец, внизу были тёмно-голубые. Корзина цветов была так хороша, что супруг Анны Павловой, Виктор Дандре, решил, что он будет возить её в машине всё время, пока длится тур по Нидерландам, и балерина получит её на сцене ещё раз. В итоге так повторилось семь раз. Семь раз одни и те же цветы были ей подарены после выступления, а подарившие ей эту корзину гортензий цветоводы и не мечтали о том, что их цветы объедут с Анной Павловой всю страну и доставят ей столько удовольствия.
Один из спектаклей Анны Павловой в гастролях по Нидерландам был в Харлеме. После него представители общества харлемских цветоводов попросили разрешения преподнести ей на сцене только что выведенный новый сорт белых как снег тюльпанов огромных размеров. Голландские цветоводы назвали этот сорт по имени королевы танца: «Анна Павлова».
Также во время этого гастрольного тура с великой балериной произошёл и один из самых курьёзных случаев в её карьере. Дирекция муниципального театра Амстердама пригласила Анну и всю её труппу поехать в маленький городок Волендам, недалеко от Амстердама, интересный прежде всего тем, что там сохранился характер старой Голландии. Его рыбачье население носит национальные костюмы и соблюдает традиционный уклад жизни. По приезде в Волендам вся труппа пошла осматривать набережную. Анну встречали дети в милых чепчиках и деревянных башмачках.
Среди присутствующих оказался старик. Люди, делавшие фотографию, попросили Анну стать рядом с ним. Она подошла и взяла его за руку. В таком виде их и запечатлела плёнка. Затем дети устроили хоровод, и Анна Павлова, взяв старика за руку, вошла с ним вместе в хоровод. Когда наступило время уезжать, все увидели, что старик подошёл к директору театра и, показав на Анну, начал ему что-то говорить. Тот удивлённо ему что-то объяснил, но старик настаивал на своём. Оказалось, он говорил, что Анна Павлова танцевала с ним, и он хочет получить деньги за свой труд. Когда же ему попытались объяснить, кто такая Анна Павлова, старик сказал, что ему это абсолютно безразлично, но раз эта дама танцевала с ним и снималась на фотографии, он хочет, чтобы ему за это заплатили.
На январь 1931 года у Анны Павловой был запланирован тур по Голландии, которому не суждено было осуществиться. В ночь на 23 января великой балерины не стало. Виной тому — тяжелейший плеврит, от которого она и скончалась в Гааге, в «Hotel des Indes». Не помогли ни усилия лучших докторов, ни молитвы всех людей мира танца. Королева Нидерландов Вильгельмина прислала своего личного врача доктора де Йонга, к Анне из Парижа примчался её личный врач, доктор Зелевский. Оба они, к сожалению, диагностировали тяжелейшую форму плеврита, и даже их совместные усилия ни к чему не привели.
Трудно себе представить, что творилось в те печальные дни у отеля. Голландцы обожали Анну! Отель был завален цветами, новости о состоянии здоровья русской балерины выходили дважды в день. Телефон не замолкал ни на минуту, сама королева Вильгельмина звонила каждые три часа, справляясь о самочувствии Анны. Но всё было тщетно. Точно не известно, какими были её последние слова. По словам мужа Виктора Дандре — «Принесите мне костюм лебедя!». Со слов же её служанки, Анна, в полубредовом состоянии, взглянув на недавно купленное в Париже очень дорогое платье, отделанное соболем, с горестью выдохнула: «Лучше бы я потратила эти деньги на своих детей…» (собственных детей у Анны не было, ими она называла своих подопечных из благотворительных фондов).
23 января 1931 года в лондонском театре «Аполлон», где в последние годы много выступала Анна, выключили свет и под музыку Сен-Санса лучом прожектора прочертили в темноте сцены путь «умирающего лебедя». Зал молча поднялся. Все знали: сегодня ночью великой балерины не стало…
......
Henry Borel. "Het Vaderland". 1931 г., 23 января: "...Она подняла искусство танца на недосягаемую вершину, прославила искусство балета, который до неё пришёл в упадок. Это правда, что и сейчас у нас есть великие танцовщики классического балета, которые ещё долго будут радовать нас своим искусством, но самое прекрасное и возвышенное в танце ушло вместе с ней! Её жизнь в этом трезвом, деловом, прозаичном мире была сказкой. Как "благородная танцовщица" она блистала в старом Императорском Санкт-Петербурге, в то время, когда балет ещё был имперским. Она была свидетельницей крушения Империи и, вдали от своей страны, отправилась бродить по миру, чтобы восхищать его красотой своего танца, танца, неподвластного никакому описанию. Прошло совсем немного времени с тех пор, как я писал о ней. Я не могу найти новых слов, которые могут описать красоту этой Апсары из рая Индры. Я думаю обо всём чистом, блестящем и безмятежном: о цветах, о лебедях, о гибких тростниках, о колышущихся стеблях кукурузы, о порхающих бабочках, о мерцающих звёздах, о порхающих стрекозах, о сверкающих снежинках, о лунных лучах, танцующих на ряби воды, о прозрачных эльфах — когда я думаю об Анне Павловой.
.До тех пор, пока танец остаётся искусством, пока мелодии и ритм могут захватывать и увлекать человека за собой, до тех пор будет с нами жить Анна Павлова, та, которая не умерла, потому что красота бессмертна».
Источники: V. Dandre Anna Pavlova, Cassel and Company Limited, London, Toronto, Melbourne and Sydney. 1932
Keith Money Anna Pavlova her Life and Art, Alfred A. Knopf, New York, 1982
Для оформления этой статьи использованы фотографии. с этого сайта.
Comments